Танки союзников
После войны генерал фон Меллентин писал: «Следует опровергнуть распространенное заблуждение. Немецкие танки не имели превосходства в качестве над танками противника, а в количестве всегда им уступали».
M3 «Грант» (англ. M3 Grant)
Безусловно лучшим танком в Западной Пустыне в мае 1942 года был «Грант», поставленный англичанам из США. Он был сильно вооружен и хорошо забронирован. Танк весил 28,5 тонн и был вооружен 75-мм и 37-мм пушками, хотя 75-мм имела ограниченный угол обстрела, так как располагалась в бортовом спонсоне. 37-мм, расположенная в башне, имела круговой обстрел. Однако его телескопические прицелы значительно уступали немецким, а скорость на пересеченной местности (10 миль/час) немного уступала скорости немецкого T-III. Тем не менее, солдаты 8-й Армии считали прибытие «Грантов» большим событием, так как они могли уничтожать германские танки с дистанции 1500 ярдов и могли стрелять как бронебойными, так и фугасными снарядами. Они превосходили любой немецкий танк, кроме T-III J. Но Роммель имел всего 19 танков T-III J, тогда как англичане имели к началу битвы 167 «Грантов». МЗ «Грант» значительно подняли моральный дух британских танкистов, помогли повернуть колесо Фортуны в пользу британских сил, кроме того, под их впечатлением в Великобритании началась разработка пушки «двойного назначения» для британских машин.
К июню 1942 г. 8-я Армия в Египте получила еще 250 МЗ, и к началу сражения под Эль-Аламейном в октябре 1942 г. было поставлено около 600 этих машин. С июня 1942 г. в ремонтном парке возле Каира американский персонал переучивал британские экипажи на средние танки МЗ (позднее — М4).
Тактико-технические характеристики
Экипаж: 6-7 человек
Боевая масса: 28,5 т
Скорость движения: 39 км/ч
Вооружение: 1X 75-мм пушка М2 или МЗ
1 х 37-мм пушка М5 или М6
4 х 7,62-мм пулемета
Боекомплект: 50 × 75-мм;
179 × 37-мм;
9200 × 7,62-мм
Лобовая броня корпуса: 57 мм
Лобовая броня башни: 57 мм
Источник
Фотографии M3 «Грант» в Африке
"Матильда" (англ. Tank Infantry Mk II Matilda II)
"Матильда" в разрезе
Остальные британские танки значительно уступали «Грантам». Из-за совершенно неправильных теоретических воззрений англичане начали строить танки двух принципиально различных типов — крейсерские и пехотные. Самым эффективным из пехотных танков был Mark II «Матильда». Этот танк весил 26,5 тонн и имел толстую броню — до 78 мм. Однако его двигатели были очень маломощными, и танк получился исключительно тихоходным. Он имел всего 2 мотора по 87 ЛС. В результате его максимальная скорость (по шоссе!) не превышала 15 миль/час. Это не считалось недостатком для танка, сопровождающего пехоту, но было большой проблемой при схватке со стремительным африканским корпусом.
Танк «Матильда» получил свое название из-за своего предшественника Mark I, который при движении переваливался, словно утка, и этим напоминал утку Матильду, популярного персонажа журнальных карикатур. Однако танк получился очень прочным. Из 50 «Матильд», участвовавших в сражении у Сиди-Баррани, была уничтожена лишь одна. Она взорвалась, когда водитель открыл смотровой люк, и в ту же секунду в него влетел вражеский снаряд. Одна «Матильда» получила 38 попаданий, но не потеряла боеспособности.
Танк хорошо запомнился благодаря важной роли, сыгранной им в начале кампании в Западной пустыне. В Ливии в 1940 г. «Матильда» оказался неуязвим для итальянских ПТП до того, как стали использовать в противотанковой обороне германскую 88-мм зенитную пушку способную поражать броню «Матильды» на больших расстояниях. Установить на «Матильду» 6-фунтовую пушку не представлялось возможным (хотя пытались установить башню танка А27 на ее шасси) из-за малых размеров башни и малого диаметра погона. В 1942 г. «Матильда» утратила свое значение пушечного танка и в последний раз использовалась в таком качестве в ходе первого сражения под Эль-Аламейном в июле 1942 г.
С этого времени танк «Матильда» использовался на вторых ролях для решения специальных задач: в качестве танка-тральщика. Широкое использование минных полей обеими сторонами в ходе боев в пустыне придало ему «второе дыхание». Майор Ду Той, офицер-инженер южноафриканских сил, разработал цепной минный трал. В ноябре 1941 г. штаб 8-й Армии направил его в Великобританию для работы над этим проектом.
Тактико-технические характеристики
Экипаж: 4 человека
Боевая масса: 26,5 т
Скорость движения: 24 км/ч
Вооружение: 1х40-мм пушка
1х7,92-мм пулемет
1x7,69-мм зенитный пулемет
Боекомплект: 67 снарядов
3150 патронов калибра 7,92 мм
2800 патронов калибра 7,69 мм
Лобовая броня корпуса: 78 мм
Лобовая броня башни: 75 мм
Фотографии Матильды в Африке
«Валентайн» (Tank Infantry , Valentine)
"Валентайн" в разрезе
«Валентайн», другой пехотный танк, во многом напоминал «Матильду», хотя имел немного более тонкую броню (до 65 мм) и весил всего 16 тонн. Как и «Матильда», он был очень тихоходным. Его скорость по пересеченной местности составляла 8 миль/час — на 2 мили/час больше, чем у «Матильды». Оба танка были вооружены стандартной британской 2-фунтовкой (то есть 40-мм орудием). К 1942 году эта пушка окончательно устарела и ничего не могла сделать с немецкими танками.
«Валентайн» оказался самым массовым английским танком - было выпущено 8275 машин этого типа, хотя их вооружение и подвижность всегда оценивались как недостаточные. Использовался в отдельных танковых бригадах для непосредственной поддержки пехоты.
Тактико-технические характеристики
Экипаж: 3 человека
Боевая масса: 16 т
Скорость движения: 40 км/ч
Вооружение: 1 х 40-мм пушка QF 2 pounder Mk IX;
1 х 7,92-мм пулемет BESA;
Боекомплект: 60-62 снарядов;
3150 патронов
Лобовая броня корпуса: 65 мм
Лобовая броня башни: 65 мм
Фотографии "Валентайна" в Африке
Крусейдер (Cruiser Tank Mk.VI)
Другой категорией британских танков были крейсерские. Их функции были теми же, что у кавалерии в прошлом: избегать решительных столкновений и действовать во вражеском тылу. Они должны были иметь дело со слабо бронированными автомобилями, грузовиками и тому подобным. Согласно британской доктрине такой танк мог обойтись легкой броней (так как не предназначался для танковых дуэлей), однако он должен был иметь достаточно высокую скорость. Это привело к созданию «Крусейдера», который имел максимальную скорость 27 миль/час (12 миль/час по пересеченной местности), но максимальную толщину брони всего 49 мм. Борта танка защищала только 25-мм броня — еще меньше. Он также был вооружен слабой 2-фунтовой пушкой, и его механизмы имели репутацию очень ненадежных. (Его колеса были очень большого диаметра, и при резких поворотах гусеница слетала с них.) При попадании немецких снарядов большинство британских крейсерских танков загоралось. Обычно это связывают с использованием на них бензиновых моторов, но ведь на немецких танках стояли аналогичные двигатели! На самом деле основная причина пожароопасности заключалась в использовании в английских боеприпасах кордита, который сразу вспыхивал при соприкосновении с раскаленными элементами металла. Зная о легкой возгораемости своих машин, опытные английские танкисты перевозили в наружном топливном баке воду.
Главный же недостаток «крусейдеров» крылся в их низкой эксплуатационной надежности. Зачастую повреждения машины получали еще при транспортировке морем. Морская вода неизбежно попадала внутрь танков, что способствовало развитию коррозии. Кроме того, «крусейдеры» почему-то перевозились без воды в системе охлаждения, из-за чего она тоже выходила из строя. Все эти слабые места предполагалось устранять в ремонтных мастерских в Александрии, и без того перегруженных ремонтом поврежденных в боях танков. В условиях пустыни плохо работали двигатели «Либерти» далеко не новой конструкции. Для них были характерны утечки из системы смазки и из уже упоминавшейся системы охлаждения. Кроме того, песок, как правило, попадавший в воду, приводил к быстрому износу элементов водяного насоса. Быстро выходил из строя и цепной привод вентилятора.
Постепенно отношение к «Крусейдеру» английских танкистов, первоначально положительное, стало меняться в худшую сторону. Так, например, в полку «Ловчих королевы» (Queen's Bays), прибывшем в Египет в 1941 году, эскадроны А и В были вооружены «крусейдерами», а эскадрон С — «стюартами». У экипажей «Крусейдер» считался более комфортабельным и легким в управлении, чем американский танк. Однако во время марша к району боевых действий в среднем в день из-за технических проблем выходили из строя шесть «крусейдеров», «стюарты» же работали безотказно. Под Мсусом 2-я танковая бригада, в состав которой входили «Ловчие», потеряла почти все свои танки. Правда, к моменту начала сражения у Газапы ее полки («Ловчие королевы», 3-й уланский и 10-й гусарский) пополнили боевой техникой. При этом в каждом полку два эскадрона имели «крусейдеры», а один — «гранты». «Ловчих» весьма обеспокоило, что все полученные ими машины были после спешного полевого ремонта: с наспех залатанными пробоинами и практически без наружного снаряжения. А пробоин в танках имелось много. По свидетельству танкистов 9-го уланского полка, английские 2-фунтовые снаряды отскакивали от брони немецких Pz.III, в то время как немецкие 50-мм прошивали «крусейдеры» насквозь.
И тем не менее «Крусейдер» активно использовался во время боёв в Северной Африке в 1941-1942 годах.
Тактико-технические характеристики
Экипаж: 5 человек
Боевая масса: 19,279 т
Скорость движения: 43 км/ч
Вооружение: 1 X 40-мм пушка QF 2 pounder, или в поздней версии 57-мм QF 6 pounder
2 × 7,7-мм пулемет BESA, часть машин с Bren
Боекомплект: 130 снарядов;
5000 патронов или 4200 для Bren
Лобовая броня корпуса: 34 мм
Лобовая броня башни: 32 мм
Фотографии "Крусейдера" в Африке
М5 «Стюарт» (Light tank M5 Stuart)
"Стюарт" в разрезе
Другой американский танк — «Стюарт» — тоже использовался в роли крейсерского, вероятно, потому что был самым быстроходным танком в пустыне. Он мог развить более 36 миль/час (15 миль/час по пересеченной местности) и обгонял любой другой танк. Американцы называли его «Честным» за его механическую надежность. Однако это был легкий танк с максимальной толщиной брони всего 44 мм, и он весил только 12,5 тонн. «Стюарт» был вооружен 37-мм пушкой, которая была не слишком грозным оружием. Но самым главным его недостатком была малая дальность хода. «Стюарт» требовалось заправлять через каждые 70 миль, тогда как большинство остальных танков могли пройти до 200 миль.
Тактико-технические характеристики
Экипаж: 4 человека
Боевая масса: 12,5 т
Скорость движения: 58 км/ч
Вооружение: 1 х 37-мм пушка М6
3 X 7,62-мм пулемета
Боекомплект: 147 снарядов;
6500 патронов
Лобовая броня корпуса: 38 мм
Лобовая броня башни: 38 мм
Фотографии "Стюарта" в Африке